Полезная информация
Проектирование в строительстве требует высокой степени точности и ответственности. В связи с этим разработка проектной документации, особенно стадии ПД, жестко регламентирована - имеется большое количество нормативных документов, которые необходимо соблюдать. Ниже можно ознакомиться с некоторыми из них.
Предпроектные работы и исследования менее регламентированы и допускают более свободный подход. Тем не менее, даже на стадии ПП имеется достаточное количество регламентирующих документов. Особенно это касается таких сложных объектов, как гидротехнические строения.
Причал
С точки зрения нормативных документов причал - это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов. (Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, ст. 3)
В зависимости от расположения в плане причалы (причальные сооружения) могут быть следующего типа:
- причальные набережные - сооружения, которые по всей своей длине примыкают к берегу
- пирсы – сооружения, выступающие в акваторию и расположенные под углом к береговой полосе
- эстакады – сооружения, вынесенные на акваторию и соединенные с берегом стационарными или плавучими мостками
- бычки и палы – отдельно стоящие опоры, располагаемые в русле, к которым швартуются плоты, секции плотов или суда в ожидании их обработки
- плавучие причалы
РД 31.3.05-97 Нормы технологического проектирования морских портов
Главная задача технологического проектирования морского порта - получение оптимального решения порта как единого комплекса, удовлетворяющего требованиям безопасного приема, быстрейшей загрузки-разгрузки и комплексного обслуживания современных и перспективных транспортных судов и отвечающего условиям прогрессивных способов перевозок на морском и смежных видах транспорта. При этом должны быть обеспечены: заданная пропускная способность порта или грузооборот на расчетный год, возможность развития порта за пределами расчетного периода на отдаленную перспективу, экологическая безопасность и экономическая целесообразность принятых решений.
Одним из основных нормативных документов, регламентирующих проектирование морских портов, является РД 31.3.05-97 Нормы технологического проектирования морских портов.
Скачать РД 31.3.05-97 "Нормы технологического проектирования морских портов" в формате pdf (6.2 мб)
СтО 14649425-0002-2016 «Положение о порядке разработки и согласования ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта»
До недавнего времени при разработке Ходатайство (Деклараций) о намерениях инвестирования в строительство морских портов основным документом являлось "Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений" Минстроя РФ, разработанное еще в 1997 г.
В июне 2016 г. Росморпорт утвердил собственный стандат разработки Ходатайств конкретно для морских портов - «Положение о порядке разработки и согласования ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта» СтО 14649425-0002-2016.
Скачать «Положение о порядке разработки и согласования ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта» СтО 14649425-0002-2016 в формате pdf (6.2 мб)
СП 38.13330.2012 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)
Важным регламентирующим документом при проектировании причалов, портов является Свод правил "Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)", разработанный в 2012 г. и заменивший СНиП 2.06.04-82.
Стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструкцию и ремонт существующих речных и морских гидротехнических сооружений.
Скачать СП 38.13330.2012 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов) в формате pdf (7.9 мб)
НИОКР
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР; англ. Research and Development, R&D) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.
НИОКР включают в себя:
Научно-исследовательские работы (НИР) — работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью определения технической возможности создания новой техники в определенные сроки. НИР подразделяются на фундаментальные (получение новых знаний) и прикладные (применение новых знаний для решения конкретных задач) исследования.
Опытно-конструкторские работы (ОКР) и Технологические работы (ТР) — комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, по изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых по техническому заданию.
Более подробная информация по НИОКР в сфере гидротехнического строительства и водного транспорта здесь
ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду)
Порядок разработки и состав материалов ОВОС регламентирует Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", которой можно скачать здесь
.ОВОС является обязательным разделом для разработки, если необходимо пройти согласование экспертизы, получить разрешение на строительство.
Важную роль играет оценка воздействия на окружающую среду в инвестиционных проектах, связанных с портовой инфраструктурой, в том числе если речь идет о внесении объекта в схему территориального планирования.
Предлагаем ознакомиться с дорожной картой по проведению ОВОС во взаимосвязи с территориальным планированием здесь
Проблемы нормативно-правового обеспечения портового и гидротехнического строительства
Предлагаем ознакомиться с материалом, разработанным с участием нашего специалиста, о проблемах нормативно-правового обеспечения портового и гидротехнического строительства